Microstation v8i SS4 – Cells – Краткое описание

Cells в Microstations

Привет друзья, поклонники Microstation и те, кто только осваивает эту программу.

При создании 2D чертежей или 3D моделирования мы часто сталкиваемся с тем, что нам нужно использовать один и тот же элемент снова и снова. Например, для чертежей символ дверного проема, или символ окна. Для 3Д моделирования – стулья, мебель, дверные блоки, лампы освещения, кухонные элементы,  деревья и пр.пр.пр.

Конечно можно этот элемент рисовать снова и снова, или можно нарисовать объект 1 раз, сгруппировать элементы объекта в группу, см. группы (Groups) в Microstation, и/или использовать “именованную группу” (Named Group), и потом тиражировать эту группу по всему чертежу/проекту, тем самым увеличивая количество элементов в проекте, пропорционально количеству элементов, содержащихся в сгруппированном объекте.

Но можно воспользоваться таким инструментом как CELLs. Cells позволяют один раз создать объект, и потом тиражировать этот элемент по проекту, при этом количество элементов не увеличивается, т.к. в проекте сохраняется только 1 (одно) описание Cell. По аналогии, если вы знакомы с 3DMax или SketchUp, то там подобное поведение работы с объектами называется “instances”.

Что такое CELL?

Для начала скажем, что CELL содержит графические элементы (линии, точки, элипсы и пр.), а так же содержит сведения об аттрибутах: слой, тип линии, толщина, прозрачность, назначенные материалы и много других сведений.

Почему Cells так называются? Не знаю, возможно идея была, что это некие строительные блоки для моделирования…

Эти блоки хранятся во “внешнем” файле/ах, что позволяет легко тиражировать эти блоки, или другими словами, создав cells один раз, можно многократно использовать блоки (cells) в различных проектах.

Где хранятся CELL?

Библиотека/и CELL хранятся в отдельном файле/ах, со специальным разрешением “.cel”

Если посмотреть на структуру каталогов в рабочей среде проекта Microstation, то мы увидим там специальную папку для хранения ..\Cell\

Msnt v8i - Cells - folders

Так как, скорее всего, вы еще не создавали свою библиотеку, то в вашем проекте папка Cells вероятно будет пустой.

Сразу скажу, в комплекте Microstation поставляется достаточно большой набор Cells.

Msnt v8i - Cells - System Cells

Но, давайте все же обо всем по порядку.

И так на вопрос: Где хранятся CELLs? Ответ: По умолчанию в папке CELL основной папки проекта, или там, где вам удобнее.

Что еще хочется сказать в самом начале, что библиотека блоков (Cells), сам файл *.cel, это обычный файл Microstation, только расширение имени файла *.DGN изменяется на *.CEL

Как использовать CELL?

В данной заметке я расскажу об основных принципах создания и использования блоков (Cell).

И так. Для того, чтобы создать Блок (Cell) и добавить его в библиотеку, необходимо выполнить последовательность действий:

  1. Подключить файл библиотеки к проекту.
  2. Выбрать необходимые элементы, которые образуют Блок (cell)
  3. Указать базовую точку для Блока
  4. Нажать на кнопку создать Блок, задав ему уникальное имя.

В общем-то вот и весь процесс. Но конечно же, есть определенные тонкости на каждом этапе.
Чтобы лучше освоить премудрости работы с блоками (cell) лучше сразу взяться за проект и своими силами выполнить задания, которые я расскажу далее.

Подключить библиотеку Cells.

Первый и важный пункт. Чтобы воспользоваться “Блоками” (Cells) необходимо подключить файл, содержащий библиотеку.

Самое время познакомиться с инструментами для работы с блоками. На панели задач, в группе “Рисование” (Drawing) имеется группа инструментов “Блоки” (Cells).

Msnt v8i - Cells - TaskBar


Выведем инструменты этой группы на экран, как отдельную панель инструментов (toolbar).

Напомню как это сделать. Выполнить клик правой кнопкой мыши на любой команде из группы задач [S] Cells. Затем в выпадающем меню выбрать “Открыть как панель инструментов” (Open Cells as Toolbox).

К этим инструментам так же можно попасть через меню  Tools/Cells

Первая команда на этой панели инструментов: Добавить Блок (Active Cell). Эта команда вставляет Блок в проект.

Выбрав эту команду – окрывается диалоговое окно “Place Active Cell”

Настройки Инструмента

В инструменте первый параметр Активный Блок (Active Cell).

В моем примере, Активный Блок отсутствует, т.к. я пока не присоединял ни одной библиотеки.

 

Как подключить файл библиотеки?

Рядом в параметром Active Cell имеется кнопка поиска. Нажав на эту кнопку, нам откроется список существующих блоков в библиотеке, если файл библиотеки уже подключен, или можно будет выбрать нужную библиотеку (подключить).

Msnt v8i - Cells - Cells Library

В моём примере, в заголовке открытого диалога “Библиотека Блоков” (Cell Library) указано [NONE]. Это обозначает, что библиотека не подключена.

Для упрощения, предположим, что у нас нет ни единой библиотеки Блоков (Cell Library), поэтому мы просто напросто создадим эту библиотеку.

В диалоговом окне CELL Library, выберем команду меню File / New…

Cells_New File.jpg

Откроется диалоговое окно для создания библиотеки блоков.

Mstn v8i SS4 - Cells_New_01

Обратите внимание на путь, куда сохраняется файл.

Mstn v8i SS4 - Cells_New

В моём случае, это папка ..\Projects\Practiсe\cell\, которая находится в основном каталоге Workspace. В вашем случае – путь может быть другим.

И таким образом вы понимаете, что файл библиотеки может быть сохранен где угодно, главное, чтобы вы помнили путь к ней.

Сразу отмечу, что в Microstation можно настроить путь по умолчанию, где будут сохраняться файлы библиотек Блоков (Cells).

Теперь нам остается только ввести в поле File Name имя нашей новой библиотеки. Например: My First Cells

И нажать кнопку Save в диалоговом окне. Окно закроется и мы вернемся к диалогу выбора Блока (Cell) для работы (вставки).

Что произошло? Microstation создала файл My First Cells.cel и подключила этот файл к нашему проекту.

Mstn v8i SS4 - Cells_New_02.jpg

Обратите внимание, что теперь в заголовке указывается имя файла библиотеки.

Итак пункт 1 выполнен. Переходим ко второму пункту – создать Блок (Cell) и записать его в библиотеку.

Добавить Блок (Cell) в библиотеку / Создать НОВЫЙ блок.

И так пункт 2. Создать Новый Блок, который мы будем использовать в разных проектах.

Давайте допустим что мы с вами нарисовали 2D символ стула, который мы хотим использовать снова, и снова, и снова. В этом проекте и в будущих проектах.

Cells_View1_2.jpg

Ну что, стул как стул, а почему бы и нет?!

Мне думается вы уже умеете выделять элементы. Я же в своем примере воспользуюсь дополнительным инструментом FENSE и воспользуюсь Fense таким образом, чтобы все элементы моего стула были захвачены контуром.

Cells_View1_4.jpg

Ура второй этап пройден, и осталось два последних. Это установить базовую точку для Блока (Cell) и записать Блок (Cell) в библиотеку, для дальнейшего использования.

3. Установить базовую точку

Тут достаточно все просто. Необходимо воспользоваться инструментом Определить Базовую Точку (Define Cell’s Origin)

Mstn v8i SS4 - Cells_BasePoint

Mstn v8i SS4 - Cells_BasePoint_01

Принцип работы этого инструмента прост. Благодаря ему мы указываем “точку относительно которой базируется блок (cell)”. Поэтому название “Базовая” точка, это очень верное обозначение.

! Рекомендация: если вы используете Fense для выделения элементов в блок (Cell), то указывайте базовую точку в том же окне, где вы устанавливали Fense. В моем примере я Fense устанавливал в Окне Вида (View) №1. Поэтому базовую точку я буду устанавливать используя это же окно № 1.

Для упрощения, и точного понимания где находится Базовая Точка Блока я использую активные привязки к элементам, это мне гарантирует что моя базовая точка находится на одном уровне с элементами моего стула. Нужно помнить, что мы м вами работаем в 3Д пространстве.

Cells_View1_6.jpg

И как только у нас есть а) подключен файл библиотеки Блоков (Cell Library), б) установлен Fense выделяющий элементы / или выбранны элементы, и в) установлена базовая точка, то в диалоге Cell Library активизизуется кнопка Create…

Mstn v8i SS4 - Cells_New_03.jpg

Можно смело нажимать на эту кнопку. И в открывшемся диалоге задаем имя нашего Блока (Cell), даем ему описание. Указываем, что создаваемый блок “графический” (Graphic) и нажимаем кнопку Создать (Create)

Mstn v8i SS4 - Cells_New_04.jpg

На картинке ниже показан результат, что мы завершили создание Блока (Cell). И наш блок готов к использованию.

Mstn v8i SS4 - Cells_New_05.jpg

Если видите, у меня кнопка Create перестала быть активной, это конечно же произошло из-за следующего: я повторно активировал команду Create Cell’s Origin. Повторная активация команды снимает установленную точку. А так же я снял (удалил) Fense, так что у меня больше нет выбранных элементов.

Заключение

Ну что пришло время чуть-чуть подвести итоги.

Процесс создания Блока (Cell) прост.

  1. Подключаем библиотеку Блоков (Cell Library)
  2. Выделяем нужные элементы, которые образуют наш Блок (Cell)
  3. Устанавливаем Базовую Точку Блока (Cells Origin)
  4. Задаем уникальное имя Блока (Cell).

Какие тут могут быть замечания.

Уникальное имя – уникальное оно для конкретного файла библиотеки. В одном файле библиотеки не может быть двух блоков (Cell) с одинаковым именем.

Длина имени в названии блока – 20 знаков. Разрешается использовать буквы, цифры, знаки пунктуации, возможны пробелы в названии. Я рекомендую использовать ТОЛЬКО латиницу (English characters) для названия. А вот описание может быть любым.

Важно! Если вы работаете в 3Д проекте, важно помнить в каком окне вида выделялись элементы для создания блока (Cell) и какая использовалась проекция окна вида при создании Блока.

Это важно для дальнейшего использования, чтобы Блок можно было “правильно” и легче использовать в дальнейшем.

О том, с какой проекцией окна вида создавался Блок (Cell) вы можете узнать из диалога Cell Library.

Mstn v8i SS4 - Cells_New_06.jpg

Левый Верхний Квадрант в окне предварительного просмотра показывает проекцию “сверху” (Top View).

Поэтому примите за хорошее правило: Блок создавать использую ТОЛЬКО в проекции Вид СВЕРХУ.

И когда в дальнейшем будете использовать этот Блок (Cell), нужно будет вставлять блок в окне с проекцией Вид СВЕРХУ.

Далее, покажем как же использвоть Блок (Cell) для работы в проекте.

Продолжение следует…

About Nikolay

Microstation specialist, exhibition stands designer.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *