Microstation Visualisation (Базовый Цвет Элементов)

Многие начинающие, кто только приступил к изучению визуализации, и я в этом не исключение, тратят огромное количество времени на изучение хитростей и премудростей в “движке” рендера, настройках материалов и освещения сцены. В нашем понимании, и представлении, что именно, как только мы познает все секреты мастерства V-Ray, Corona, Luxology то сразу наши модели заиграют и прибудет нам счастье.

Конечно это полезно и в дальней перспективе дает хороший задел в понимании что происходит, и что на что влияет.

При этом мы абсолютно или почти абсолютно забываем про простые вещи, благодаря которым можно сэкономить себе кучу времени.

То о чем я хочу рассказать, или лучше сказать, напомнить, очень просто.

А именно еще на стадии моделирования объекта можно задавать ему базовый цвет, который примерно совпадает с цветом нужного нам материала.

То что базовый цвет является атрибутом любого графического объекта – это мы знаем.

В Microstation поддерживает различные палитры цветов, но очень часто мы пользуемся базовым набором цветов.

По умолчанию, базовая таблица цветов содержит 256 цветов. Каждый цвет имеет свой индексный номер 0-254. И есть специальный цвет: цвет фона (background), а так же цвет по умолчанию, совпадающий с цветом слоя (layer).

Конечно из индексной таблицы в 256 цветов не так уж и разбежишься в выборе базового цвета.

Поэтому нам кажется, что постигая трудности в рендерных движках – это ответ на наш вопрос: как сделать рендер фотореалистичным.

Но Microstation поддерживает палитры цветов:

  • свободный цвет (RGB), когда мы можем указать RGB значения для выбора цвета;

Цвет можно задать выбирая из различных режимов цвета (Colour Model: RGB, HSL, RGB 0-1, CMYK)

  • палитра(палитры) именнованных цветов. В стандартной поставке microstation имеются набор цветов Pantone Colour Scheme.

Кроме этого, Microstation позволяет достаточно легко создать свои собственные палитры.

Например, для дизайна выставочных стендов мне достаточно часто приходится работать с палитрой цветов пленки ORACAL 641 серии. Поэтому для своих задач, я создал свою собственную палитру цветов, базирующуюся на палитре ORACAL. И когда дело касается оклейки поверхностей в ORACAL мне достаточно назначить нужный базовый цвет на элемент представляющий “пленку для оклейки”.

Для чего все это нужно?

Во-первых, и наверно основное, используя базовые цвета для элементов, при изменении режима отображения окна вида (non realistic shaded view), можно визуально представить, какой примерно результат мы можем получить, выполнив рендер.

Во-вторых, используя базовые цвета для элементов, позволяет быстрее найти нужный нам элемент с помощью element selection tool.

Ну и конечно же, используя базовый цвет элементов позволяет “скрыть” возникновение ошибки в промежуточных этапах рендера, когда мы могли не назначить материал на элемент. Так как базовый цвет задан близко к необходимому, то при промежуточном рендере мы получим “правильный результат”.

И наконец, используя базовые цвета элементов, позволяет упростить процесс настройки материалов.

Надо отметить, что назначения материалов на элемент, отрисованный произвольным цветом (из именованной или RGB палитры) стало возможным только в Microstation v8i Select Series 3. До этого материал можно было назначить на элементы отрисованных цветом из индексной таблицы цветов. Так что если вы взялись за Microstation рекомендую вам использовать не ниже v8i SS3.

И заканчивая этот пост, напомню про этапы, которые нужно пройти, чтобы получить качественную визуализацию.

  • Детализированая 3Д модель
  • Правильно выставленная композиция кадра
  • Правильно настроенные материалы
  • Правильно выставленный свет в сцене

Удачи в визуализации.

Microstation v8i SS3 – Camera focal distance / focal length

Microstation Camera

Microstation по умолчанию предлагает работу с камерой у которой глубина резкости бесконечна. Т.е. При рендере картинка будет резкой на всем расстоянии от камеры до самого дальнего объекта в сцене (модели).

Это позволяет получить быстрый результат для рендера, не вдаваясь в сложности настроек камеры, и свойств объектива нашей виртуальной камеры.

Но в microstation имеется инструмент, которым можно задать фокусное расстояние нашей камеры в окне вида.

Фокусное расстояние можно задать графически, а можно задать фокусное расстояние в свойствах камеры, смотри диалог настройки камеры advance mode.

Задав нужное нам фокусное расстояние, мы тем самым определяем фокальную плоскость, которая определит резкость, если мы выполним рендер с установленным параметром “глубина резкости” (depth of field).

Я рекомендую устанавливать фокальное расстояние для камеры в любом случае. Это упрощает контроль над камерой, например если нужно повернуть камеру относительно объекта на который камера нацелена. Например выбрать другой ракурс, а объект оставить в фокусе.

И еще одно свойство камеры которым мы пользуемся достаточно часто, это фокусное расстояние (focal length). Focal length позволяет установить угол обзора камеры (объектива), выражаясь простым языком.

Мы меняем параметр фокусное расстояние когда выбираем тип камеры в окне вида, изменяя его например normal или extra wide. В диалоговом окне настройки камеры эту установки называются: Standard Lens:

Microstation предлагает набор инструментов по управлению камерой, в которых можно задать угол обзора камеры графически, или выбрать в свойствах камеры заранее заданные величины.

Нормальные объективы имеют фокусное расстояние в диапазоне 50мм (Normal).

Объективы с фокусным расстоянием менее 35мм называют широкоугольным (Wide).

Для длиннофокусных объективов фокусное расстояние варьируется 75-135мм. (Portrait =85mm)

И телеобъективы имеют фокусное расстояние 135-300мм и больше (Telephoto =200mm).

Из хитростей или лучше сказать расширенных возможностей Microstation то, что можно установить crop factor для объектива, управляя свойствами front and back plane в камере.

Например, это можно использовать для рендера закрытых помещений, или интерьеров.

В закрытых помещениях, или интерьеры снимают широкоугольными объективами, но чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше искажений изображения. И когда имеется физическое ограничение, в виде например стен, ограничевающих как далеко можно отойти от объекта съемки, то прибегая к помощи crop factora при одном и том же физическом фокусном расстоянии, можно захватить больше пространства для съемки (рендера).

И все это доступно внутри Microstation без каких-либо дополнительных инструментов или специализированных программ.

Удачи в освоении Microstation.

Microstation простота в сложности (хитрости при печати)

Работая в той или иной программе по 3Д моделированию мы рано или поздно задумываемся над тем, как бы теперь еще бы и напечатать, то что мы сделали.

Microstation предлагает концепцию подготовки листов, которую называют композиция листа. По большому счету это сбор всего того, что нужно напечатать на листе, как будто мы собираем аппликацию. Из одного или разных файлов на лист собираются references которые совмещаются на листе.

Microstation предлагает некоторые хитрости, а именно, базовые атрибуты графических элементов наследуются из references. Хитрость microstatin заключается в том, что настройки (атрибуты) слоев microstation запоминает для каждого reference отдельно. Тут казалось бы ничего хитрого. Если на странице имеется два references в каждом из references имеются слой с одинаковым названием, но разными атрибутами. Так вот microstation на листе будет отображать каждый reference сохраняя атрибуты слоев из каждого reference. Хитрость заключается в том, что microstation поддерживает override для отображения слоев. И вот такой override можно назначить для каждого reference отдельно.

Это открывает огромные возможности по управлению и контролю над процессом подготовки печатных материалов.

Microstation кому что?

Как я познакомился с Microstation? Моё знакомство с программой произошло теперь уже в далеком 2010 году. После долгих разговоров с руководством о необходимости переходить на 3Д программы наш офис в Лондоне последовал примеру коллег из Гамбурга и вот Microstation v8 2004 оказалась установленной на наших компьютерах. Для нас был проведен тренинг, в принципе который сводился к знакомству какие кнопки в какой последовательности нажимать. Нами была скопирована библиотека готовых элементов. Библиотеку мы позаимствовали у наших немецких коллег. И ву-а-ля, мы стали работать с 3Д.

С того времени мною были закончены специализированные курсы по моделирванию в Microstation, основной уклон я делал в сторону визуализации, или рендерингу.

В версии v8 2004 движок для рендера в Microstation использовался RayTrace, который позволял получить фото-реалистичную картинку.

Позже, с выходом Microstation v8i Select Series версии программы, Microstation приобрел очень мощный инструмент для визуализации Luxology.

V8i SS3 (SS4) и Microstation Connect Edition (CE), предоставляет огромные возможности по визуализации, с внешней простотой использования.

Однако, похожа руку на сердце, наверно раз в неделю, а может и чаще, я задаю себе вопрос: почему все-таки Microstation. Почему не AutoCad, или SketchUp, или 3D Max? Или может быть один из продуктов которых на рынке 3Д моделирования и визуализации достаточно.

Поэтому я смотрю критически на Microstation. Сравниваю её и по использованию, по удобству, производительности, функционалу, сложности внедрения с выше упомянутыми программами.

Если взять 2Д черчение. Наверняка каждый скажет, что равных AutoCad сложно кого-либо найти. Действительно, в aCad очень много продумано для простоты работы. Но в Microstation есть все необходимые инструменты по черчению, и прелесть Microstation в относительно малом наборе инструментов. Точнее сказать, так как Microstation инсрументно ориентированная среда, каждый инструмент просто имеет различные комбинации в применении. Ну например: чтобы создать дугу, нужно воспользоваться инструментом создать дугу, а уже внутри этого инструмента указать как же мы будем строить эту дугу. По трем точкам, или по заранее заданным параметрам, или комбинации этого выбора.

Сторонники AutoCad говорят – нет интерфейса командной строки, и надо мышкой искать нужный инструмент.

Это только от части верно. В SS3/SS4 панель задач сгруппирована по раскладке клавиатуры. Где цифры 1-0 это команды на главной панели задач, а далее клавиатура распределяется для левой руки Q-T, A-F, Z-V – это вызов инструмента на соответствующей линейке панели инструментов. И далее последовательно номер команды по порядку, как они стоят на линейке инструментов.

Например: Q-2 – вызывает инструмент отрезок, на панели инструментов в списке задач 2Д моделирования.

Сторонники командного интерфейса говорят: но это не совсем то, надо же тогда на панель задач смотреть, чтобы знать какая команда вызывается. Вот в AutoCad достаточно запомнить все сочетания названий команд, вот где скорость работы.

Понятно, что когда команд точно более ста и в AutoCad и в Microstation, запоминать все сочетания невозможно, и все равно приходится прыгать по панелями инструментов. Т.е. инструменто-ориентированная среда Microstation получается очень хорошее, простое, и эффективное решение. Тем более, что любую панель инструментов можно открыть в “плавающем виде” и расположить ее там где удобно, чтобы она была перед глазами. И можно так же настроить панель задач исходя из workflow рабочего процесса, чтобы видеть только нужное.

Ну или если уж хочется командный интерфейс, то он есть и называется KeyIn. Надо отметить, что очень ограниченный набор команд, который есть в KeyIn и не продублирован отдельной кнопкой на панели инструментов.

Быстрый временный доступ к KeyIn вызывается кнопкой Enter. Тогда окно ввода командной строки возникает там где стоит курсор мыши.

Помимо инструментов черчения имеются инструменты по работы с группами, с блоками и прочее, прочее, прочее. При этом все очень логично продумано. Нет лишнего. То есть нет рюшечек, есть инструмент, чтобы выполнить задачу точно и в заданные сроки.

Видно, что Microstation создавалась профессионалами, и создавалась для профессионалов.

То же самое если смотреть на 3D моделирование.

Какой главный плюс мне удалось выявить для себя относительно Microstation сравнивая ее с AutoCad – программа компактнее, быстрее, менее требовательна к ресурсам компьютера. Но важно, что формат DGN не менялся с практически с момента его создания. А это обозначает, прямую и обратную совместимость с разными версиями программы. У DWG формат меняется почти каждый год. Это обозначет, что вам потребуется постоянно обновлять свой парк AutoCAD каждый раз, когда выходит новый релиз формата файла.

У SketchUp есть свои прекрасные фишки. Главное – весьма простой интерфейс, программой можно пользоваться почти без предварительных знаний по черчению или моделированию. Огромная база готовых моделей. Простота и низкая стоимость – наверно это будет моим выводом про SketchUp. Но Microstation предлагает больше, чем SketchUp.

Все знают, что визуализацию хорошо делать в 3D Max. И обычно используют связку aCad + 3DMax. Но это обозначает, что пользователю надо купить эти две программы, и надо их изучить. Это как минимум дороже в два раза, чем Microstation, но и очень дорогая стоимость внедрения, эксплуатации и поддержки.

В завершении своих вольных размышлений на вопрос почему же Microstation, получаю ответ – потому что Microstation предлагает лучше решение.

Конечно Microstation не всё гладко, по-моему мнению. То что Microstation создавалась профессионалам и для профессионалов, это предполагает, что пользователь знает больше, чем только основы компьютерной грамотности. И мне так же непонятно почему, для давно устоявшихся названий, Microstation использует свои собственные термины для инструментов, операций, процессов. Например прямоугольник называется блок (block), а шаблон называется seed. И довольно скудное количество учебных материалов в свободном доступе.

Это конечно затрудняет популяризацию Microstation в масках.

Microstation какую версию программы выбрать

Это короткая заметка моих собственных размышлений на тему: какую версию Microstation выбрать для работы.

Начну наверно с того, что сегодня выпускается Bentley на рынок.

Сейчас имеется две версии прогаммы

Microstation v8i Select Series 4 и Microstation Connect Edition.

Назовем их SS4 и CE для краткости.

CE – эту версию двигает вперед Bentley и утверждает, что SS4 заканчивает свой цикл жизни.

И с позиции разработчика, я их полностью понимаю, потому что поддерживать две версии программы затратное удовольствие.

CE – заявлено, что делаются обновления с полугодовым интервалом.

И именно это заявление останавливает меня от перехода на CE в своем выборе. Если программа сырая – то понятно почему нужно выпускать обновления так часто.

Если в каждом обновлении деклрируется, что будут добавляться новые и новые инструменты, то могу сказать, что после более 8-ми летнего опыта работы в Micristation я не знаю всех её возможностей и инструментов. И делать новые – это только и буду изучать новый функционал, а работать когда?

Да CE это новое, да CE это точно более современное, да CE это точно совместимость с новыми версиями Windows. Кстати почему я об этом. В Microstation v8i Select Series 3 было указано, что она совместима с Windows 7, 8.xx Но оказалось, что совместимость не обозначают сертифцированна для работы с Windows 8.xx и тем более с Windows 10. Поэтому для работы на Windows 8 или 10 однозначно рекомендую как минимум SS4.

Но даже она SS4 не полностью совместима с Windows 10. Хотелось бы высказаться в сторону… Что же делать? Не возвращаться же к Windows 7.

Из положительного – формат DGN полностью одинаков что для SS3, для SS4, и для CE.

Ура! Ура! Хоть здесь приятная новость.

И для своей личной работы я остановился на SS3. Почему? Потому что, самая быстрая программа это та, которую хорошо знаешь.

Сравнивая SS4 и SS3 я не смог найти большой разницы.

С какими проблемами я сталкивался на SS3 – например совместимость со SketchUp. В Microstation имеется инструмент импортирования модели SketchUp из SketchUp Warehouse сразу в проект Microstation. Но так как SketchUp, изменил формат своего сайта, то этот инструмент перестал работать в том виде, как его предлагает Microstation. В SS4 проблема такая же… Следовательно – инструментом не пользуюсь вообще.

Затем была проблема импорта SKP файла в проект Microstation – при попытке импортировать файл в SS3 под Windows 8/10 Microstation закрывалась с ошибкой. Это исправлено в SS4, и Microstation не вылетает при импорте. Но… SketchUp изменил формат файла и файлы 8ой версии SKP нельзя импортировать напрямую.

Для импорта SKP приходится ковертировать в DWG (2010) и затем уже DWG импортировать в DGN. Т.е. Все равно надо пользоваться прмежуточым шагом.

Насколько мне известно и в CE версии, только Update 9 будет поддерживать SKP 8xx

Так что SS3 это мой выбор (ну или SS4)

Почему не CE? Самое большое для меня неудобство – это полная смена интерфейса. Mictostation и так сама по себе не самая дружелюбная для пользователя программа, и полный переход на совершенно новый интерфейс – это было слишком.

К тому же первые updates были полны ошибок.

Присоединившись в группу Microstation на сайте ВКонтакте оказалось, что до сих пор люди используют Microstation 7, v8… Это даже не v8i… Почему? Потому что работает!!! Выполняет все что нужно для работы (этих пользователей) и формат файла DGN имеет почти полную обратную совместимость ранних и поздних версий Microstation.

Это только помогло мне утвердиться в правильности своего выбора Microstation v8i Select Series 3 (SS4).

Если у вас есть вопросы по Mstn SS3/SS4 то пишите, я буду рад помочь и поделиться тем, что знаю.

Microstation v8i SS3/SS4 – 3D Mouse

Ну вот и свершилось.

Итак я приобрёл 3D мышь (3D Connexion SpaceNavigator for Notebook)

Space Navigator
3D Mouse: Space Navigator For Notebook

К этой вещи стал присматриваться достаточно недавно, все ближе и ближе подбираясь к решению о её приобретении. Боролся между: а зачем, если все можно сделать с помощью клавиатуры и обычной мыши: и так ли она хороша, как про неё говорят те, кто пользуется 3D мышью.

Первое знакомство с мышью было действительно трудным, и весьма раздражительным. Манипулятор очень чувствителен к любому прикосновению и подчинить устройство себе, а точнее адаптироваться к новому было сложно. Но после некоторой практики, буквально на третий день, стало получаться работать с этой мышью всё увереннее и увереннее.

Ну что ж, ближе к Miscrostation.

Microstation по умолчанию поддерживает устройства от 3D Connexion, например: Space Navigator for Notebook. И даже без каких-либо настроек в активном окне вида можно управлять моделью.

(!) Надо помнить, что 3Д мышь, это устройство, которое, с точки зрения Microstation управляет “камерой”, которая направлена на модель.

Поэтому для точного моделирования желательно включить панель инструментов (toolbar), которая отвечает за контроль 3D ввода (3D input)

3D Input tool bar

3D ввод поддерживает 3 типа контроля камеры (первые 3 кнопки на панели инструментов): Walk Mode, Fly Mode, Object Mode

Для моделирования (создания / редактирования) объектов, я порекомендую пользоваться Object Mode. В этом случае поведение 3D Mouse предсказуемо, т.к. объект, находящийся в фокусе (в центре окна вида), является центром, относительно которого происходит смещение (поворот / приближение) камеры. И в таком случае, поворот манипулятора по часовой стрелке “поворачивает” объект по часовой стрелке. Поднимая / опуская манипулятор, соответственно поднимает или опускает объект в окне вида. Сдвигая манипулятор вперёд / назад, соответственно  приближает или удаляет объект в окне вида.

Панель инструментов 3D Input можно вызвать с помощью KeyIn: view navigation 3dinput toolbox

3D Input Toolbox KeyIn

На данный момент, прошло всего 5 дней со для покупки, пока мне сложно выразить своё отношение к 3D мыши, но могу с уверенностью сказать, используя SpaceNavigator работать с моделью действительно стало намного интуитивно понятнее.

До скорых встреч.

 

Mstn v8i SS3/SS4 – AccuDraw – хитрости

Был задан вопрос: Как в Microstation ограничить длину линии, или установить минимальную длину?

Пообщавшись с человеком, который задавал вопрос выяснилось, что задача состоит в том, чтобы при создании сегментов линии, длина сегмента была с точностью до 1мм. Т.к. пока нет никаких ограничений, то можно задать любую длину, и уж тем более кто бы смотрел на длину, с точностью она до 1мм или до 4-ого знака после запятой?

Какие есть способы в Microstation, чтобы добиться желаемого результата.

Первое, что приходит на ум, это конечно же воспользоваться Unit Lock, тогда будет автоматически задано ограничение и сделана привязка к системным единицам, с указанной длиной в Unit Lock.

К сожалению это не всегда удобно, и можно воспользоваться другим способом, а именно хитростями в AccuDraw

Задав Unit Roundoff Distance значение отличное от 0, то в таком случае AccuDraw будет округлять длину линии до указанного значения. При этом остаётся возможность в ручную задать любую длину.

Удачи в изучении Microstation.

Microstation v8i SS3 – visualisation

Экстерьеры

Для рендера экстерьеров желательно создать «окружение», которое будет источником глобального освещение (indirect light).

Рендер – для экстерьера в качестве “окружения” (environment) мы выбираем “физическое небо” (Physical sky). Эти установки имеются в базовой поставке Microstation.

Обращаем внимание, что по умолчанию интенсивность освещённости равна 179.000 Lux. И включаем для освещения солнечный свет в “Менеджере Освещения” (Light Manager).

По умолчанию у вас наверняка интенсивность (Intensity) будет установлена в 100%, что соответсвует 77,500 Lux. Это в почти в 500 раз выше освещённости физического неба (Physical Sky). Для начала, желательно установить интенсивность солнечного света в значения близкие к окружению. К сожалению, Microsation не позволяет с помощью ползунка точно настроить интенсивность, а поле для ввода значений отображает только целое число, хотя и позволяет вводить значения с точностью до 2-ого знака. Чтобы получить интенсивность 182 Lux в моем примере в поле Intensity введено значение 0.16. При этом параметры солнечного света – Physically Based, и рендер выполняется, как если ли было 01:00PM 25.10.2017 в Лондоне.

Это можно считать отправной точкой в настройках внешнего освещения.